Челюскинцев могли спасти без шума и пыли. Но стране нужен был подвиг
Фото: culture.ru 13 февраля 1934 года раздавленный льдами пароход «Челюскин» пошел ко дну.
Пароход затонул в 130 км от чукотского берега и в 260 км от американского. Существовало два варианта вывеза людей: на собачьих упряжках и авиацией. Первый способ - трудоемкий, но технически выполнимый - 104 человека за несколько недель или месяцев перевезти вполне реально. Но как найти ледовый лагерь в условиях полярной ночи? Лед движется, никаких ориентиров нет, а GPS-навигаторов - тем более. Если собачий караван пройдет в паре километров от лагеря, то его просто никто не заметит. Эвакуация авиацией гораздо надежнее. Но была одна Проблема – в феврале 1934 года на советской Чукотке в заливе Лаврентия имелся только один исправный самолет – это был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского.
Между тем, на соседней американской Аляске находилось не менее десяти аэродромов с десятками готовых к вылету самолетов. Если бы советское правительство обратилось к США, то они могли в короткое время провести полную эвакуацию челюскинцев. Более того, американцы предлагали свою помощь. Но такой путь был признан слишком простым, а потому нецелесообразным. Стране нужен был подвиг, и совершить его должны были советские люди. А теперь ненадолго обратимся к предшествующим событиям…
Пароход «Челюскин» ледокольного типа был построен в 1933 году в Дании. В первое плавание до СССР судно вышло под названием «Лена». Через две недели его переименовали в честь русского мореплавателя Семена Челюскина. Второго августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
Уже в конце сентября пароход оказался полностью заблокирован льдами в Чукотском море и дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и в течение двух часов затонул. Капитан корабля Владимир Воронин и руководитель экспедиции Отто Шмидт организованно провели эвакуацию с аварийного судна на льдины. Они заранее сгрузили на лед стройматериалы, припасы, продукты. «Челюскин» вез полярников на зимовку, поэтому теплой одеждой и материалами он был обеспечен. Практически сразу же команда приступила к строительству бараков. Непосредственная опасность челюскинцам не угрожала. Но 104 человека оказались во льдах, и их надо было спасать. Среди зимовщиков были и две маленькие девочки: полуторогодовалая Алла Буйко и новорожденная Карина Васильева.
5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский пробился к лагерю и вывез на Большую землю десять женщин и обоих детей. При повторном полете у АНТ-4 отказал один мотор, и при совершении вынужденной посадки самолет был поврежден. Остальную авиацию для эвакуации челюскинцев пришлось гнать за тридевять земель. Нескольких летчиков отправили из Москвы через Европу, Атлантику и Аляску, где их ждали закупленные у США два американских самолета «Флейстер» (но этот факт советская пресса, конечно же, не афишировала). Один из этих самолетов (его пилотировал Сигизмунд Леваневский) в лагерь Шмидта так и не долетел, потерпев аварию в нескольких десятках километров от него.
Лишь в начале апреля в течение недели наши лётчики на 4 советских, 1 немецком и 1 американском самолётах вывезли остальных 90 челюскинцев (ещё двое зимовщиков вылетели на Большую Землю на имевшемся у зимовщиков лёгком самолете-амфибии Ш-2). В общей сложности авиаторы совершили 23 рейса от места ледовой стоянки до чукотского становища Ванкарем. Еще один рейс пришлось выполнить в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт. Эпопея спасения экипажа и пассажиров «Челюскина» продолжалась долгие 40 дней, и завершилась 13 апреля 1934 года.
21 мая 1934 года с Чукотки на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку, далее, во Владивосток, а оттуда, на специальном литерном поезде (пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности) выехали в Москву. 19 июня в столице участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и москвичами.
Семеро лётчиков, снявших челюскинцев со льдины, стали самыми первыми Героями Советского Союза. Еще 19 человек были награждены орденами «Ленина». Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени»…
Взгляд с американского берега:
Еще 5 марта 1934 представитель «PAN-American Airways» заявил представителям печати, что компания предоставляет свои ресурсы в Аляске в распоряжение советского правительства для спасения челюскинцев. На Аляске - наготове самолеты, летчики, продовольственные и медицинские грузы на случай, если понадобится экстренная помощь прежде, чем советская спасательная экспедиция доберется до челюскинцев. На случай передвижения льдины, компания в Номе держит наготове мощный быстролетный моноплан, который может в любой момент в течение трех часов долететь до челюскинцев…
1/1 Фото: homsk.comПоследние новости
Диетолог: Ясный ум на 50% зависит от здоровья кишечника
Постулат: «здоровье мозга лежит через здоровый кишечник» сегодня уже никем не оспаривается.
Где в Удмуртии получить экстренную и неотложную помощь в новогодние праздники?
Фото: пресс-служба Минздрава Удмуртии Службы экстренной и неотложной медицинской помощи Удмуртской Республики продолжат работать в новогодние праздники,
Встреча членов участковых избирательных комиссий с главой Ленинского района
24 декабря состоялась встреча членов участковых избирательных комиссий с главой Ленинского района города Ижевска Артуром Акбашевым.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией