9 февраля отмечается памятная дата Удмуртской Республики – день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги «Ижевск-Балезино»
Сегодня, 9 февраля, отмечается памятная дата Удмуртской Республики – день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги сообщением Ижевск-Балезино,
Сегодня, 9 февраля, отмечается памятная дата Удмуртской Республики – день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги сообщением Ижевск-Балезино, ставшей важным стратегическим объектом в Годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Этот день был официально утверждён в качестве памятной даты Удмуртии законом «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», принятым депутатами Государственного Совета 24 ноября 2020 года.
Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев подчеркнул, что строительство железной дороги «Ижевск-Балезино» - это истинный трудовой подвиг жителей Удмуртии, который будет вечно жить в народной памяти.
«Каждый день и каждый час военных лет наполнены героизмом, мужеством и отвагой многонационального советского народа. Это годы боли, лишений, страданий и тяжёлого труда, которые выпали на долю тех, кто воевал на фронтах, работал в тылу, приближая Победу. 77 лет прошло с тех пор, как была официально сдана в эксплуатацию железная дорога «Ижевск-Балезино» протяженностью в 146 километров, которая соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. Её построили в кратчайшие сроки – практически за год ценой неимоверных усилий людей, веривших в Победу.
Сорок тысяч подростков и пожилых людей работали почти голыми руками, и днём и ночью, практически без перерывов. Это истинный трудовой подвиг наших земляков, и мы должны вечно помнить о людях, которые пожертвовали здоровьем и жизнью, чтобы их дети, внуки и правнуки могли жить в свободном и сильном государстве.
К сожалению, поколение победителей неумолимо покидает нас, все меньше становится ветеранов – воинов и тружеников тыла, и поэтому нужно ценить каждый миг общения с этими удивительными людьми, героями, которыми мы гордимся и которых благодарим от всего сердца», - подчеркнул Владимир Невоструев, добавив, что на строительстве железной дороги «Ижевск-Балезино» работала и его мама – Анна Романовна Невоструева, уроженка деревни Гулекшур Юкаменского района. Её имя сегодня вместе с другими земляками - участниками Великой Отечественной войны и трудового фронта увековечено на гранитной плите мемориального комплекса участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла в родной деревне, открывшемся в Гулекшуре в 2021 году в преддверии Дня Победы.
Строительство железной дороги Ижевск-Балезино началось в Удмуртии 80 лет назад, в январские дни военного 1942 года. Для выполнения основного объема земляных работ были мобилизованы колхозники Удмуртской АССР. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району республики было определено задание: место работ на трассе, объем работ и количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ на строительстве ежедневно трудились 24 тысячи пеших и 7,5 тысяч конных колхозников. Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки, с участием женщин, стариков и подростков. Условия труда были очень тяжелые – и зимой, и летом. «… Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» – говорилось в рапорте строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину. Уже через год, в марте 1943 года по дороге было открыто рабочее движение. Ещё через год – 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо». Досрочный пуск в эксплуатацию сделал железнодорожную линию Ижевск-Балезино одной из тех дорог, которые привели нашу страну к долгожданной Победе. Только в 1943-1944 годов по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий. 77 лет назад 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии «Ижевск-Балезино» в постоянную эксплуатацию. Героический, самоотверженный труд колхозников Удмуртии дал свои результаты. Железная дорога «Ижевск-Балезино» создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
Строительство железной дороги Ижевск-Балезино началось в Удмуртии 80 лет назад, в январские дни военного 1942 года. Для выполнения основного объема земляных работ были мобилизованы колхозники Удмуртской АССР. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району республики было определено задание: место работ на трассе, объем работ и количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ на строительстве ежедневно трудились 24 тысячи пеших и 7,5 тысяч конных колхозников. Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки, с участием женщин, стариков и подростков. Условия труда были очень тяжелые – и зимой, и летом. «… Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» – говорилось в рапорте строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину. Уже через год, в марте 1943 года по дороге было открыто рабочее движение. Ещё через год – 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо». Досрочный пуск в эксплуатацию сделал железнодорожную линию Ижевск-Балезино одной из тех дорог, которые привели нашу страну к долгожданной Победе. Только в 1943-1944 годов по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий. 77 лет назад 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии «Ижевск-Балезино» в постоянную эксплуатацию. Героический, самоотверженный труд колхозников Удмуртии дал свои результаты. Железная дорога «Ижевск-Балезино» создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
Последние новости
В мире уникальности: почему больше не модно покупать “как у всех”
Как кастомизация, индивидуальный подход и оригинальность вытесняют массовую культуру потребления

Минздрав Удмуртии подвёл итоги 2024 года: успехи и вызовы
Фото: глава Минздрава УР Сергей Багин На коллегии Министерства здравоохранения Удмуртии с участием Главы республики Александра Бречалова подвели итоги работы за 2024 год.

Глава Удмуртии Александр Бречалов: «Этим летом Ижевск ждут масштабные работы по ремонту дорог, обновлению фасадов, озеленению»
3 апреля Глава Удмуртии Александр Бречалов во время прямого эфира в социальных сетях рассказал о ремонте ижевских дорог в предстоящий строительный сезон.
Власти Глазова не разрешили провести в центре города пикет в защиту молочной кухни
Администрация Глазова не разрешила жителям провести пикет в центре города против закрытия детской молочной кухни.
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Сарове на выгодных условиях