Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
За последние десятилетия информационные технологии дали людям возможность открывать новые горизонты не только в работе, но и в обучении. С развитием Интернета, методы образования претерпели значительные изменения. В данной статье мы рассмотрим, как в современности используются дистанционные образовательные технологии, а также опишем их преимущества и особенности.
Роль инновационных технологий в организации учебного процесса вузов
Образование – это сфера, в которой дистанционные технологии имеют огромное значение, так как они позволяют людям изучать предметы, находясь даже в другой стране. Несмотря на то, что традиционные методы образования до сих пор не утратили свою значимость, дистанционное обучение становится все более популярным.
В настоящее время происходит становление новой системы образования в России, ориентированной на интеграцию в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс неизбежно влечет за собой изменения в организации учебного процесса, который должен быть соответствующим образом адаптирован к современным технологиям. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования способно качественно изменить такие параметры, как методы и организационные формы обучения, что в свою очередь может сделать его более удобным и доступным.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это неотъемлемая часть процесса модернизации образования. ИКТ представляют собой разные устройства и способы обработки информации, такие как компьютеры с необходимым программным обеспечением, телекоммуникационные средства и содержащуюся на них информацию. Их использование позволяет проводить дистанционное взаимодействие между преподавателями и студентами, то есть получать образование удаленно.
Дистанционная образовательная технология была законодательно предусмотрена Законом РФ «Об образовании» в 1992 году. Дополнительные поправки в Закон и Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 года подразумевали распространение использования этих технологий на все формы обучения для учреждений образования. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с сентября 2013 года, уделяет большое внимание применению электронного обучения, который дает вузам новые возможности и перспективы. В этом законе закреплена не только возможность применения новых технологий, но и обязанность обеспечения доступа к образовательным ресурсам в электронном виде.
Но помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые создают вузы и другие учебные заведения, существует множество бесплатных ЭОР: сайт Минобразования РФ, порталы «Грамота.ру», «Открытый колледж» и так далее. Также на YouTube можно найти много общеобразовательных и узконаправленных каналов для школьников, студентов и всех, кто интересуется образованием.
Электронные и дистанционные образовательные технологии
Существует несколько вариантов применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
E-Learning: новый формат обучения
E-Learning (от англ. electronic learning) или электронное обучение – это способ получения знаний с использованием компьютерной техники и Интернета. Однако, со временем это понятие расширилось и теперь включает различные образовательные технологии, которые можно условно разделить на две категории – синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное обучение
Синхронное электронное обучение представляет собой форму дистанционного обучения в режиме реального времени. Все происходит так же, как и при обычном очном обучении, за исключением того, что участники находятся друг от друга на расстоянии. В настоящее время, наиболее распространенной формой синхронного обучения являются вебинары, в ходе которых преподаватель ведет лекцию по теме, используя специальные программы.
Асинхронное электронное обучение
Асинхронное электронное обучение – это форма обучения, при которой студент самостоятельно осваивает материал на основе информации, полученной из различных онлайн-источников, а также с электронных носителей, вроде CD, DVD, или flash-карт. Обучение происходит в исключительно комфортных условиях для учащегося, он сам определяет темп и график своего обучения. Сейчас электронное обучение имеет большую популярность в вузах, т.к. позволяет освоить большой объем материала быстро и удобно, а также снижает расходы на печатные учебники. Более того, асинхронное обучение также используется в бизнес-среде, где подразделения занимаются обучением сотрудников посредством электронных курсов и тренингов.
Дистанционное образование - это термин, который охватывает больший объем, чем E-Learning. Оно является синтезом межактивного самообучения и консультационной поддержки в режиме реального времени. Электронное обучение является одним из множества инструментов, которые используются в дистанционном образовании.
Дистанционное обучение включает в себя многие технологии, которые обеспечивают основной учебный материал и возможность интерактивного взаимодействия учащихся и преподавателей во время обучения. При этом, использование компьютеров и Интернета не обязательно для доставки пособий.
Существует множество выгодных сторон обучения с помощью дистанционных технологий.
Учеба на месте жительства
Не у всех жителей сельских районов имеется возможность поступить в престижный университет, расположенный в большом городе. Благодаря дистанционным технологиям в обучении, люди могут учиться в своем родном городе, не выезжая из него.
Совмещение работы и учебы
Студенты теперь могут получать образование не прерывая свою работу, это особенно актуально для тех, кто желает повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование.
Доступ к качественным технологиям и учебным материалам
C помощью дистанционных технологий обучающиеся могут обучаться не только по качественным учебным материалам, но и взаимодействовать с преподавателями, а также составлять индивидуальный учебный план.
Беспристрастная оценка уровня знаний
Технология дистанционного обучения гарантирует постоянный контроль качества усвоения информации, через беспристрастную оценку полученных результатов. Более того, данная технология исключает жестокую практику местного взяткополучения, реализуя объективные автоматизированные процедуры оценки знаний.
Индивидуализированный подход к обучению
Гибкий график, возможность совмещать учебу и работу, а также адаптируемость учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
ИМЭС: опытный наставник в образовательном бенчмаркинге
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является ведущим образовательным центром, специализирующимся на дистанционном обучении по направлению "Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность". Известный своими инновационными подходами в обучении, ИМЭС использует принципы электронного обучения, позволяя студентам из разных регионов России получить качественное образование за доступную стоимость. Благодаря такой системе, студенты могут оставаться в родных краях, не прерывая свою работу и не меняя свой образ жизни. ИМЭС готовится к дальнейшему развитию и инновации и выступает как наставник для других образовательных учреждений в бенчмаркинге.
В учебном заведении под названием Институт международных экономических связей (ИМЭС), основанном в 1995 году, получили образование в области внешней торговли более 2000 студентов за 20 лет его существования. Вуз гордится своей статистикой, однако в ИМЭСе делают упор не только на количество, но и на качество обучения.
И на данный момент ИМЭС предоставляет возможность обучения на программе высшего образования, включающей подготовку бакалавров по направлениям "Менеджмент" и "Экономика". Интересно отметить, что ИМЭС не ограничивается лишь использованием принципов E-Learning, но и активно занимается разработкой инновационных образовательных продуктов - что делает его почти единственным вузом, делающим акцент на инновациях.
Технологии дистанционного обучения находят все большую популярность в современном мире. Электронная информационная образовательная среда ИМЭС предоставляет обучающимся широкий спектр средств, среди которых лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, а также синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса и возможность формирования электронного портфолио обучающихся. Для доступа к электронным образовательным ресурсам в ИМЭС используется «Личный кабинет» студента на сайте.
Администрирование учебного процесса осуществляется через информационную интеллектуальную систему «Спрут», которая предоставляет информационное сопровождение и контроль обучения каждого студента с момента его поступления до выдачи диплома, а также электронную идентификацию студентов при проведении аттестации и академическое администрирование.
Онлайн-курсы разрабатываются преподавателями и доступны для студентов в виртуальной обучающей среде Moodle, которая обеспечивает множество возможностей для полноценной дистанционной учебы. Кроме того, обучающимся доступны обширные электронные библиотечные ресурсы, позволяющие им получать необходимую информацию в любое время и из любой точки мира.
Фото: freepik.com