Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно компании IDC, в России рынок облачных технологий растет быстрее, чем в других странах мира. Средний годовой темп прироста составит более 50%, а к 2016 году объем рынка достигнет 19 млрд рублей. Крупные компании и частные предприниматели проявляют интерес к облачным технологиям.
Так что же такое облачные технологии, и какую пользу может извлечь бизнес, перейдя на данную систему? Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.
Что такое облачные технологии и как они используются в бизнесе
Облачные технологии – это виртуальная среда, которая включает в себя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и службу технической поддержки. Она предоставляет удобное и безопасное хранение и обработку информации, а также легкий доступ к ней из любой точки мира.
Пользователям облачные технологии уже давно знакомы через крупные почтовые сервисы, такие как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Эти сервисы позволяют настроить свое облако соответственно потребностям, и при этом они доступны для пользователей любого масштаба.
Для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса облачные технологии предоставляют сервисы бухгалтерии, почты, обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Для среднего и крупного бизнеса важны виртуальные серверы, услуги связи и набор сложных сервисов. Кроме того, стартапы в сфере IT используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без инвестиций в дорогостоящее вычислительное оборудование.
Одним из основных преимуществ облачных технологий является высокий уровень безопасности данных. 30,7% граждан, использующих государственные и муниципальные услуги, уже пользуются электронным видом получения информации и данные Росстата показывают рост этой тенденции. Крупный проект Электронного Правительства уже начал использовать облачную инфраструктуру для своих нужд.
Наиболее используемые «облачные» отрасли в России – IT и финансовые компании (25%), ритейл (21%) и телеком (13%). Облачные технологии помогают этим компаниям оперативно решать бизнес-задачи, сокращать затраты и повышать эффективность работы всех подразделений.
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Статья описывает принцип работы облачной IT-инфраструктуры для бизнеса, которая базируется в дата-центрах. Раньше для повышения безопасности дата-центры зачастую располагались за рубежом. Персонал в штат центра обработки данных подбирается так же тщательно, как в банковских структурах. Клиентская информация хранится на защищенных от несанкционированного доступа носителях.
Важные данные могут быть восстановлены за счет специальной системы резервного копирования в случае ошибки пользователей. Облачная инфраструктура обеспечивает высокий уровень защиты персональных и конфиденциальных данных, при этом провайдеры не всегда знают, какие приложения размещают в облаке заказчики.
Для запуска практически любого облачного сервиса достаточно оформить заявку на сайте провайдера и внести предоплату. Клиенту предоставляется доступ к сервисам классов IaaS, SaaS и PaaS в течение нескольких часов или дней после поступления денег.
Актуальные решения для бизнеса включают в себя «облачные» технологии. Сегодня наибольшей популярностью пользуются следующие модели:
-
Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД). Такой дата-центр представляет собой серверы, диски и сети, доступные через Интернет или выделенные каналы связи. Пользователю предоставляется портал самообслуживания, который позволяет полностью контролировать все сервисы в «облаке», независимо от провайдера услуг.
-
Виртуальный офис. При помощи виртуального пространства можно организовать рабочее место без необходимости привязываться к конкретному компьютеру. В «облаке» создается внутренняя сеть компании c сетевыми дисками, общими папками и программами-планировщиками. Виртуальный офис может полностью заменить стационарные рабочие станции.
-
Резервное копирование. Этот сервис, доступный частному виртуальному дата-центру, предназначен для обеспечения сохранности данных в критических ситуациях. Гибкая настройка системы резервного копирования позволяет сократить временные и финансовые издержки.
-
Катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис предоставляет индивидуальные решения по обеспечению катастрофоустойчивости для нескольких облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи. Защита данных достигается благодаря перекрестному резервному копированию в автоматизированном или ручном режиме.
-
Гибридное «облако». Эта модель позволяет подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы сверхнагрузки могли быть перенесены в «облако». Некритичные процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера и затем возвращены обратно, таким образом значительно ускорив процессы в собственном «облаке».
-
Аренда приложений. Программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Пользователь гарантированно получает круглосуточную техническую поддержку и безопасность данных.
-
Виртуальный контакт-центр. Этот сервис «облачной» технологии позволяет организовать контакт-центр, без необходимости специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Для заказчика система виртуального контакт-центра может быть развернута за два дня.
-
Частное «облако». Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» совмещает в себе возможности общедоступного «облака» и сохраняет важные для конкретного бизнеса информационные системы внутри.
Что ожидает нас в ближайшем будущем, если мы не будем делать ставку на облачные информационные технологии? Аналитики предрекают, что это будет легкомысленный выбор.
Так, например, рынок облачных технологий считается одним из самых активно развивающихся в IT-сфере. Это не только автоматически означает падение стоимости подобных услуг, но и совершенствование технического и программного обеспечения в самом ближайшем будущем. Кроме того, безопасность и эффективность облачных технологий стали практически общепризнанными, уже идет проработка юридических аспектов работы облачных систем и создание новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике, как заявляет компания Symantec, тенденция к переходу на облачные технологии уже сложилась в 90% компаний. Однако, многие российские организации по-прежнему стремятся держать ценные ресурсы строго при себе в погоне за стопроцентным контролем над информацией. Однако, практика показывает, что инфраструктура «облака» стабильнее и безопаснее по сравнению с инфраструктурами заказчиков, что объясняется более высокими затратами и уровнем знаний, которые требуются для создания надежных дата-центров и которыми не каждая крупная компания располагает.
Фото: freepik.com