Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и возможных путях улучшения этих характеристик. Очевидно, что оборудование и программное обеспечение зачастую требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.
В 2013 году по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было выявлено, что ИТ-менеджмент в России становится полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировым тенденциям, подтвержденным исследованием The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, согласно которому 70% руководителей проявили глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировали уделить больше внимания этому направлению.
В то же время многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия является сложным процессом, требующим специальных знаний, технологий и привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами, потеря и утечка важной информации, неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки, а также снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.
IT-активы представляют собой информационно-технологические активы, которыми необходимо управлять. В процесс управления IT-активами входят такие компоненты, как инфраструктура (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы.
Каждая организация должна самостоятельно решить, как управлять своими активами с учетом своих потребностей и ожидаемой отдачи. В задачи управления IT-активами входят инвентаризация, непрерывный мониторинг, анализ затрат, создание прозрачной отчетности и оптимизация процесса закупок.
Для автоматизации управления IT-активами используются различные модульные решения, выбор которых зависит от глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами был собран в библиотеке IBPL, созданной Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (IAITAM). Ориентиры также приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT и ITIL.
ISO/IEC 20000 - это международный стандарт, определяющий требования к компаниям, оказывающим IT-услуги, и используется в работе системных интеграторов, банков, страховых компаний, интернет-провайдеров и разработчиков программного обеспечения. ISO/IEC 19770 позволяет выстроить бизнес-процессы на предприятии таким образом, чтобы в их работе использовалось только лицензионное ПО. COBIT определяет задачи информационных и смежных технологий, цели и принципы управления, объекты управления и IT-процессы. ITIL - это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений.
Несмотря на доступность обучения по управлению IT-активами на специальностях "IT-менеджмент" крупных технических вузов, далеко не каждый IT-директор предприятия может использовать такие знания в своей работе. Однако, применение передовых идей управления IT-активами является гарантией эффективности ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Развитие информационных технологий оказало серьезное влияние на бизнес-сферу. Внедрение процессов управления ИТ-активами позволяет обеспечить ряд преимуществ:
- повышение эффективности управления бюджетом;
- проведение качественного стратегического планирования;
- соответствие регулирующим требованиям;
- возмещение затрат и определение путей их снижения.
Многие компании сталкиваются с проблемами управления ИТ-активами и пытаются решить их самостоятельно. Однако, крупные холдинги не могут обойтись без помощи профессионалов, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ-активами.
Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.
По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.
Рейтинг IT-компаний России
Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:
Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.
IBS – крупнейшая IT-компания, основанная в 1992 году. Более 10 000 сотрудников компании работают в различных уголках мира, что делает ее присутствие в первой пятерке рейтингов отрасли достоянием общественности. IBS сотрудничает с известными западными и российскими поставщиками АО и ПО, а также имеет Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. Она предлагает широкий спектр услуг, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консультирование в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди ее клиентов такие известные компании, как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и прочие. Консолидированный оборот компании в 2014 году составил $903.6 млн.
Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.
Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.
За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.
Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.
Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.
Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.
Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.
"Астерос" – группа компаний, существующая с 1998 года. В ее состав входят такие компании, как "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Компания имеет представительства в России и странах СНГ. Главными направлениями ее работ являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), разработка и использование бизнес-приложений, а также ИТ-аутсорсинг и инженерные сети.
"Астерос" имеет широкое портфолио клиентов, в которое входят такие крупные компании, как "ВТБ", Сбербанк России, "Вертолеты России", РУСАЛ, РусГидро, "Северсталь", "ТНК-BP", "ВымпелКом", "МТС", МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
"Астерос" также выделяется большим количеством специалистов - более 1 700, работающих в компании.
В 2013 году "Астерос" получила почётное место в списке крупнейших компаний России - рейтинге «Эксперт-400». Оборот компании в этот же год составил 19,7 миллиардов рублей.
Если вы готовы к выбору поставщика услуг, то каждая из компаний, представленных в данной статье, заслуживает детального рассмотрения. Однако, чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, необходимо провести анализ решений, предлагаемых каждым поставщиком, и определить, какие из них соответствуют актуальным задачам вашего бизнеса.
Фото: freepik.com