ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит

ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит

Скелетом каждой компании является ИТ-инфраструктура, без которой ни один бизнес не может продвигаться вперед. Эффективность внутренних процессов и взаимодействия с клиентами и поставщиками является зависимым фактором для успеха компании.

В условиях глобализации бизнеса широко используются ИТ-решения для оптимизации процессов. Однако, на практике большинство из них усложняют требования к IT-специалистам. В свою очередь, процессный подход не только повышает качество сервисов, но и снижает затраты.

Обозначение ITSM выполняет функцию Information Technology Service Management, то есть процесс управления ИТ-услугами. Реализация такого подхода подразумевает сервисный уровень работы ИТ-службы, где специалисты этого департамента предоставляют услуги остальным отделам компании согласно соглашениям об уровне услуг. Подробности организации такого подхода описаны в ITIL – библиотеке инфраструктуры информационных технологий.

Как обеспечить эффективное управление ИТ-инфраструктурой предприятия? Многих интересует эта проблема, и ответ на нее можно найти в библиотеке ITIL – международном наборе документов, разработанных для практического внедрения принципов ITSM. Эта идея возникла еще в 1980-х годах по мотивам инициативы британского правительства, и в 1992 году была выпущена первая редакция.

Стандарт ISO 20000 основан на ITIL и разработан для управления ИТ-сервисами. Он включает в себя ряд процессов, таких как управление проблемами и инцидентами, управление конфигурациями, управление изменениями и управление релизами. Есть и другие процессы, например, управление уровнем сервиса и управление финансами.

Согласно стандарту ISO/IEC 20000, все процессы собраны в пять ключевых групп: предоставление сервисов, управление взаимодействием, процессы разрешения, контроль и управление релизами.

ITIL также имеет несколько авторских адаптаций, таких как MOF и HP IT Service Management.

Не стоит забывать, что без управления ИТ-инфраструктурой предприятие не сможет достичь успеха. Использование методов ITSM, таких как ITIL или ISO 20000, позволит грамотно организовать процессы внутри компании и обеспечить высокий уровень качества сервиса, что, в свою очередь, способствует росту бизнеса.

Статья описывает этапы построения ITSM-системы, которые можно разделить на несколько направлений.

1. Начало проекта: аудит системы управления и планирования.

Первый шаг по внедрению ITSM-решения - аудит. На этом этапе проводится анализ ИТ-процессов и предприятия с целью выявления проблем. Также проводится обследование ИТ-инфраструктуры и проводится анализ производительности всех подсистем. Для каждого процесса определяется текущий и целевой уровень зрелости, и на основании этих выводов прорабатываются дальнейшие улучшения.

2. Определение целевой модели.

На этом этапе разрабатывается индивидуальная концепция развития управления ИТ, которая учитывает требования и стратегию бизнеса, а также персонал. Концепция развития должна учитывать все процессы и технологии, а не только их тонкости, схемы и особенности. Также план по улучшению услуг поможет оценить расходы и принять решение о стратегии развития ИТ-службы.

3. Оперативное устранение инцидентов и решение запросов пользователей.

Служба поддержки помогает добиться следующих результатов: четкая регламентация процесса поддержки, автоматическая обработка всех поступающих обращений, оценка удовлетворенности конечных пользователей.

4. Мониторинг ИТ-инфраструктуры.

Контроль над изменениями в инфраструктуре - это одна из важных задач. Для этого проводится инвентаризация программно-аппаратных средств и обеспечивается автоматизированная поддержка актуальной информации об инфраструктуре. Благодаря мониторингу происходит оперативное выявление сбоев, а процесс внесения изменений в инфраструктуру регламентирован. Также готовятся отчеты по работе процесса.

5. Управление процессами планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг.

Этот шаг позволяет создать надежный фундамент, развивать взаимовыгодные отношения с клиентами, а также поддерживать высокий уровень услуг.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *