Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.

Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.

Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.

Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:

  1. Генетические модификации;
  2. Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
  3. Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
  4. Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  5. Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
  6. Чрезмерное употребление антибиотиков;
  7. Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.

Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.

Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.

В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Лекарственная терапия не является основным методом лечения аутизма. Однако она может быть назначена для устранения отдельных симптомов этого заболевания. Лекарственные препараты используются, прежде всего, для снятия неадекватных поведенческих реакций у больных, таких как аутоагрессия и агрессия по отношению к другим людям, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства и повышенная двигательная активность. Для этой цели могут применяться нейролептики и психостимуляторы.

Однако стоит помнить, что увеличение доз и применение большего количества психотропных препаратов не является эффективным решением проблемы аутизма. Вместо того, чтобы подавлять симптомы, такое лечение может привести к обратным результатам – регрессии интеллектуальных и речевых способностей у детей.

Для того чтобы улучшить здоровье кишечника и состояние микрофлоры у детей, страдающих аутизмом, могут быть назначены пробиотики. Эти лекарственные средства способны создавать условия для развития полезных микроорганизмов в кишечнике.

Также следует обратить внимание на недостаток витаминов, минералов и аминокислот, которые часто наблюдаются у детей с аутизмом. Для этого можно использовать специальные лекарственные комплексы, содержащие необходимые витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; а также кислоты: фолиевую и липоевую.

Одним из эффективных способов лечения аутизма является прием полиненасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени и рыбьем жире. Они способны снижать воспаление в кишечнике и оказывать успокаивающее действие на психику.

Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.

Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.

Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.

Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.

Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.

Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:

  1. Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
  2. Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
  3. Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
  4. Снизьте потребление сахара.
  5. Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
  6. Пейте много воды.
  7. Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.

Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.

Дети с аутизмом могут столкнуться с серьезными проблемами в содержании многих веществ, независимо от того, какой диеты они придерживаются. Недостаток витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов, таких как цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий, может быть одним из них. Кроме того, уровни адреналина, норадреналина и дофамина могут отличаться, а опиатоподобные гормоны (эндорфины) могут быть в повышенной концентрации.

Некоторые дети с аутизмом могут также иметь повышенное содержание определенных веществ, таких как ртуть, свинец, алюминий, мышьяк и сурьма, в своих организмах, что может приводить к большим проблемам в дальнейшем.

Но как лечить аутизм? Вся терапия аутизма, будь то поведенческая или медицинская, зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Лучше всего провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Врач сможет профессионально оценить, как лечить аутизм. Медикаментозные терапии и диеты могут быть эффективными, но не всем детям они помогают. Важно отслеживать эффективность терапии в каждом конкретном случае.

Для своевременного определения аутизма у ребенка следует внимательно наблюдать за его поведением и фиксировать нетипичные для детей этого возраста проявления. Эта задача стоит прежде всего перед родителями. Аутизм – это группа заболеваний, имеющих схожие симптомы, которые явно проявляются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.

Ниже перечислены признаки аутизма у детей:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, а другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. У детей до 12 месяцев отсутствует желание ходить и они могут издавать одни и те же звуки. К двум годам они обладают крайне бедным словарным запасом порядка 15 слов, а к трем годам почти не могут комбинировать слова. Некоторые аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху и придумывать свои собственные слова (неологизмы). Однако, многие не используют речь для общения и говорят о себе в третьем лице, не используя обращения и личные местоимения.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь, с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки и не улыбаются им. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки и похлопать по спине. По поведению эти дети похожи на глухих или слепых, поскольку не отличают родителей от других людей и не замечают, когда к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Ребенок, страдающий аутизмом, испытывает сильный дискомфорт при нахождении в окружении других людей и с возрастом начинает ощущать тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей и правил игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний, связанных с неумением общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику или физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других людей или на самого себя. При этом последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть с разными предметами, машинками или куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или заменять ложку палочкой, а может лишь повторять чужие действия, увиденные и услышанные. Аутисты могут использовать игрушки нестандартным образом, например, не для того, для чего предназначены. Они могут не катать машинки, а часами крутить их колеса или проявлять приверженность к одной игрушке или ее части, а также к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипное поведение и боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени, например, повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты или вертеть что-то. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам и распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и впадают в агрессию. Реакция на переезд в другую квартиру или перестановку игрушек на полке может проявиться аналогично.

Как отмечено докторами, индивидуальный подход необходим при диагностике и лечении аутизма у детей. От того, как проявляются симптомы заболевания, зависит источник проблемы и методы ее решения. Помимо поведенческих, аутизм может проявляться через физиологические признаки, которые, несмотря на то, что не наблюдаются у всех пациентов, все же имеют свою тенденцию.

Среди таких признаков можно назвать острое или затупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, а также нарушение функций поджелудочной железы.

Однако не стоит отчаиваться при обнаружении симптомов аутизма у ребенка, потому что существуют и более легкие формы заболевания, которые позволяют детям окончивать школу, работать и создавать семьи. В США и на Западе такие случаи распространены, благодаря своевременному распознаванию и лечению аутизма.

Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты

Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.

Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.

В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).

Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Заболевание, известное как детский аутизм или синдром Каннера, может быть отличено от других расстройств аутистического спектра (РАС), таких как синдром Аспергера. Первое отличие состоит в том, что синдром Аспергера является более легкой формой заболевания. Если у ребенка имеется этот синдром, то его интеллектуальное и речевое развитие не отстает от соответствующих норм возраста, но могут возникать трудности в общении и понимании других людей.

Еще одной формой РАС является высокофункциональный аутизм. При этой форме уровень IQ больных является нормальным, что отличает ее от классического аутизма.

Детское дезинтегративное расстройство представляет собой наиболее опасную форму аутизма, но наблюдается у относительно малого числа детей. Однако, именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Обнаружить дезинтегративное расстройство можно после 4 лет. До этого в развитии ребенка не обнаруживается серьезных отклонений, а затем вдруг появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. Однако, при оптимальной терапии можно помочь детям и в этом случае.

Если ребенок не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, то, в первую очередь, следует проверить органы его чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Так как и нарушение слуха и зрения могут стать причиной подобных симптомов.

В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).

При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.

Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.

Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.

Как лечить и корректировать аутизм у детей: методы и программы

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как бороться с аутизмом у детей. Среди наиболее популярных в мире можно отметить «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие разработки из США. Во всех случаях терапия строится на обучении детей определенным сценариям поведения, а также активном общении с ними. Ключевую роль в успехе лечения играют усилия родителей.

В нашей стране специалистов, занимающихся аутистами по существующим поведенческим методикам, пока немного. Тем не менее, найти компетентного психиатра обязательно следует. Коррекционные учебно-воспитательные учреждения обычно не уделяют достаточного внимания этой категории детей, хотя работа с аутизмом должна проводиться комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. Независимо от места жительства, индивидуальная терапия всегда требует заботы со стороны родителей.

Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:

  1. Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
  2. Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
  3. Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
  4. Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
  5. За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
  6. При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  7. В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
  8. Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
  9. Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
  10. Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *